|
СОВЕТСКАЯ СИБИРЬ Сотворение чудес
Какую цель ставит перед собой клуб сказочников.
Зима — это, наверное, самое сказочное время года. Святочные забавы, крещенские морозы, долгие вечера, когда снег укутывает деревья и дома белым одеялом. Когда книжные герои оживают в лучах настольных ламп, чтобы остаться в памяти на всю жизнь…
Так однажды ветреным зимним вечером в одном из арт-салонов Новосибирска за дружеским чаепитием «оттаяла идея» создания клуба сказочников «Баюшка». Согласно Тайному уставу членом клуба мог стать каждый, знающий не менее семи сказочных заклинаний и сотворивший либо же участвующий в сотворении хотя бы одного чуда: художник, музыкант, учитель, поэт, писатель. И практически сразу родилась легенда: кто такой Баюшка, откуда он взялся.
Хранитель колыбели — Баюшка — дух-хранитель детской колыбельки, хранитель сказок и колыбельных песен, — поясняет Владимир Редкозубов (он же Владомир Баюшка, создатель литературного образа духа-хранителя, организатор и один из руководителей клуба). — Баюшка — человек и ангел одновременно.
По народным поверьям, до крестин новорожденный малыш лишен опеки ангела-хранителя. Насколько это верно с богословской точки зрения, вопрос отдельный, но сказочники ответили на него по-своему: младенец, самое хрупкое, беспомощное создание, не может остаться без опеки светлых сил, когда вокруг злыдни, кикиморы, буки и прочие мифологические бяки! Поэтому на страже колыбельки стоит Баюшка — таинственное существо, имя которого происходит от «баюшки-баю».
Начиная свою общественную деятельность, будущие кудесники прошли серьезные испытания: не только «решили сказочный тест на волшебные заклинания», но и разработали ряд проектов. Например, предложили провести детский конкурс «Сибирские соболята», участниками которого стали жители 14 районов области.
— Мы попросили ребят ответить на вопрос, почему на гербе Новосибирска изображены соболя? — рассказывает Владимир Редкозубов. — И получили самые удивительные версии: от космических историй до рассказов о зверюшках-спасателях. Главным призом для наших юных авторов станет, конечно, издание книги «Приключения соболят».
Почему дети ломают игрушки Член клуба, педагог Татьяна Горшенина, работая с детьми, пришла к выводу: родители очень мало читают детям вслух, пытаются заменить живое общение просмотром телепередач, компьютерными забавами, покупками все новых и новых игрушек.
— Детишкам не хватает общения с родителями, это очень острая проблема. На занятиях в центре развития «Звездный» одна бабушка задала психологу вопрос: почему ребенок ломает игрушки? Мама покупает игрушку, а уже на следующий день ребенок просит купить еще! Выясняется, что ребенок не видит маму целыми днями: та трудится допоздна, а после работы либо занимается делами, либо пропадает в «Одноклассниках». Как быть ребенку, чтобы повторить поход в магазин, добиться общения с мамой? Правильно. Сломать игрушку. Наверное, если бы мама по вечерам читала вслух сказки, у ребенка не возникало бы потребности выпрашивать двадцать минут поход в магазин таким способом.
По наблюдению Татьяны Горшениной, занимаясь в группе, дети помогают друг другу, учатся видеть свои проблемы со стороны. Например, лепят и рисуют плохое настроение, которое предстает в образе вымышленных зверей — таких как очень красивый, но грустный Дракон… Грустный, потому что не знает, кому и для чего он нужен.
— А ведь, если подумать, разве такой зверь может быть ненужным? Во-первых, он очень красивый, яркий, нарядный. Во-вторых, крылатый — может летать и помогать другим. Получается, он просто не знает, какой он хороший. Дети сами проговаривают эти вещи — достаточно подсказать, навести на мысль.
Конечно, мамы и папы тоже могут проводить с детьми такую работу. Да, не все мы великие психологи. Но взять в руки книгу, почитать ребенку сказку — наверное, это по силам каждому из нас.
СПРАВКА Новосибирский областной фестиваль «Сибирские соболята-2012» посвящен теме «Сказки о родном крае». С 15 марта по 30 сентября принимаются работы в номинациях: литературное, декоративно-прикладное, научно-исследовательское творчество, изобразительное искусство, киноискусство. Лучшие работы будут включены в «Сибирский сказочный альманах».
Татьяна РЕШКЕ
|
ВЕЧЕРНИЙ НОВОСИБИРСК
14:24 | 10.02.2012 Путь к себе лежит из детства Страхи и печали, вопросы без ответа, ситуации без выхода… Как быть? Кто поможет ребёнку, а то и взрослому разобраться в душе и распутать узел проблем? Один из самых увлекательных, приятных и поистине «детских» способов лечения — сказкотерапия. Направление практической психологии, которое становится популярнее год от года.
Несмотря на кажущуюся простоту, сказочные сюжеты таят в себе колоссальный объём информации, которая улавливается на уровне подсознания. Информации о том, как устроен мир, по каким законам складываются людские взаимоотношения, как протекает духовное развитие человека.
В своей терапевтической работе психологи используют не только сказки, но и легенды, притчи, мифы, фэнтези, анекдоты, афоризмы, метафоры... Что же касается собственно сказок, в арсенале бывалых специалистов — фольклорные произведения, авторские сказки, в том числе психокоррекционные, созданные в расчёте на конкретных людей с их вполне конкретными психологическими проблемами. Прочитав или выслушав такую «специальную» сказку, пройдя вместе с героем рука об руку через все испытания, человек, обратившийся к психотерапевту, начинает смотреть на ситуацию другими глазами и открывает в себе внутренние ресурсы, позволяющие справиться с наболевшей ситуацией. Чудеса в подарок
Психолог-писательница Елена Веретенникова в кругу единомышленников известна как Елена Веретено. Этот псевдоним ассоциируется не только с вековым орудием труда, но ещё и с птицей-веретеницей. Как гласит предание, сидит такая чудо-птица на дубе-стародубе, и никто не в силах изловить её. Отношение людей к птице было весьма неоднозначное: с одной стороны, её побаивались, ибо во власти веретеницы находилась нить судьбы, с другой стороны, почитали как символ бессмертия, как посредницу между мирами… Елена Веретенникова ведёт арт-терапевтические занятия для детей и взрослых не первый год, а в последнее время это занятия и по сказкотерапии. По её наблюдениям, самые частые гости в кабинете врача-сказочника — мамы, которых беспокоят всевозможные детские проблемы: непослушание, агрессия, страхи, гипер-активность. Елена пишет для малышей персональные психотерапевтические сказки с учётом «узких» мест. Так, специально для первоклашек она подготовила к изданию «Сказки для умников и умниц» — комплект историй, помогающих адаптироваться к школе.
— Елена, первый раз в первый класс — событие праздничное, яркое. Почему оно пугает ребёнка? — По многим причинам. «Как же так?! — думает малыш. — Все мои друзья останутся где-то там, а меня с ними уже не будет. Я окажусь в школе совсем один!» Иногда детские страхи отражают опасения взрослых, и, чтобы помочь таким ребятам, я начала писать сказки для дошколят. Начинается книга с истории, которую нельзя назвать сказочной в точном смысле слова. Представьте: жил-был мальчик Стёпа. Мама у него была строгая, папа вечно занят на работе, а бабушка с дедушкой баловали малыша, как могли. И вот настало для Стёпы время идти в школу. Конечно, взрослые очень гордились мальчиком и много разговаривали о грядущем событии в семейном кругу. «Стёпа обязательно будет отличником! — уверяла мама. — А когда вырастет, станет известным юристом». «Да не приставайте вы к мальчишке! — горячился папа. — Он взрослый парень, сам разберётся, кем быть». А бабушка причитала: «Ой, кто же будет Стёпу встречать и провожать? Он ведь такой маленький, робкий. Вдруг кто-нибудь его обидит?» Время шло, и вот, наконец, праздничный день наступил: утром первого сентября Стёпу нарядили в новый костюмчик, дали ему портфель, букет цветов, но… Мальчик вдруг жалобно разревелся, вцепился мертвой хваткой в ножку стола, и никто ничего не мог от него добиться. Кроме одного: «Я боюсь!» Боюсь, потому что в школе могут обидеть. Боюсь, потому что на уроках ставят двойки. И вообще, боюсь — потому что боюсь! Между прочим, некоторые дети не просто боятся идти в школу, они не понимают, зачем это нужно. Мамы и папы, к сожалению, мало разговаривают с детьми из-за своей занятости, усталости. Мы просто забыли о том, что чувствовали сами, когда были маленькими, и нам кажется, что незачем объяснять ребёнку очевидные вещи. «Подарок первокласснику» — сказки, которые отвечают на вопросы: «Зачем я иду в школу?», «Найду ли я там друзей?».
В конце каждой сказки малышу даётся задание: нарисуй, раскрась, устрой вместе с мамой пальчиковый кукольный театр… «Я спросил у облака»
— Наверное, главная задача сказочника — приоткрыть духовную сторону вещей, поговорить на такие темы, как жизнь и смерть, преданность и предательство, счастье и горе. Да, философские «сказки странствий» не всегда однозначны, и хеппи-энд для их героев не гарантирован. Но многие дети любят именно такие, «недетские», трудные сюжеты. Почему, как вы считаете? — Жизнь ребёнка далеко не всегда солнечна и безмятежна. Одна из самых острых, мучительных эмоций — страх смерти. Подростки испытывают его очень ярко, да и дети лет пяти тоже задают вопросы о том, что происходит с людьми, когда они умирают. Размышляя на эту тему, я написала сказку «Куда плывут облака». Историю про облако по имени Гоша. В начале сказки Гоша был большой, как слон. Когда он плыл по небу, все облака расступались на его пути. Но со временем облако таяло, испарялось, и слон превратился сперва в крокодила средних размеров, а потом в маленькую собачку. Все эти превращения Гошу сильно расстроили, он заплакал и упал на землю. На поляне два мальчика играли в индейцев. Гоша рассказал им свою историю, и все вместе они принялись думать, что же с ними произойдет дальше. Один мальчик предположил, что пройдут годы, он вырастет и станет путешественником. «А потом? — спросил его приятель. — Кем ты станешь потом? Дедом с клюкой?» «Ну почему же дедом? — возразил первый мальчик. — Я стану волшебником, буду рассказывать детям сказки». «А я, — сказал Гоша, — испарюсь под лучами солнца». Услышав такие слова, ребятишки очень испугались: «Как! Неужели тебя больше не будет?» Но Гоша подумал-подумал и пообещал: «Буду. Конечно, буду. Просто я стану паром, вернусь на небо, встречу там таких же, как я, путешественников, и, возможно, мы вместе станем большим белым китом».
— Одна из форм арт- и сказкотерапии — игра в куклы. Кукольные сценки удачно дополняют сказкотерапевтические сеансы. Есть ли какие-то особые правила у этой игры? — Конечно. Важен не только результат, но и сам процесс рождения куклы: когда руки, душа, воображение трудятся, внутри человека многое меняется. А психолог, увидев «оживлённую» куклу, может диагностировать проблему. Вынашивание образа — дело тонкое и кропотливое. Сотворение куклы не всегда проходит гладко, ведь это частичка самого автора. Помню, одна дама очень нервничала за работой. Не то чтобы кукла ей не нравилась. Смущало, что тренинг проводится в конкретных временных рамках. И, как выяснилось впоследствии, эта женщина чувствовала скованность в реальной жизни. Глядя на готовую куклу, многое можно сказать о характере и темпераменте человека, о желаниях и потребностях. Кто-то тщательно мастерит лицо — глазки, нос, рот, уши. Такая кукла социальна, контактна. А кукла без лица означает глубокое погружение внутрь себя. Имя куклы говорит об отношении женщины к себе. Кто она? Ярославка на поляне? Или Марго на троне? Если человеку удастся выйти на уровень осознания своего «я», своих желаний, потребностей, это уже немалая часть решения внутренних проблем.
Кстати, на одном из занятий мы оформляли «карту желаний», и кое-что меня очень удивило. Если негативные эмоции люди старались обозначить такими понятиями, как обида, ссора, агрессия, позитивные эмоции изображались с помощью материальных ценностей. На «карте желаний» появлялись вещи: машина, ключи от квартиры и так далее. На мой взгляд, это означает, что мы разучились быть счастливыми, получать радость от самой жизни.
Посмотрите, какая в этом году сказочная зима! Выходишь из дома и попадаешь в сказку. Хочется сфотографировать каждую веточку, укутанную в снег. Ни один художник при всем желании не подберет таких красок, как это делает природа. Видеть чудеса посреди забот, повседневных дел — может быть, это и есть счастье, к которому мы стремимся?
Справка
Арт-терапия — метод психотерапии, который использует для лечения и психокоррекции художественные приёмы и творчество. Например, рисование, пение, игру на музыкальных инструментах, кукольный театр, лепку, музыку, фотографию, чтение книг, создание историй и многое другое. При условии грамотного применения эти методы действуют бережно и мягко, помогают человеку раскрыть свой творческий потенциал, более четко выразить свои внутренние переживания и противоречия.
Арт-терапевтические занятия особенно важны для больных, которые не могут «выговориться», избавиться от скрытых комплексов. Фантазии, изображённые на бумаге, воплощённые в стихи, песни, сказки, подталкивают человека к осознанию проблем, а это, как уверяют психологи, весьма решительный шаг на пути к победе. Арт-терапия используется не только в различных направлениях психотерапии, но также в сфере образования, воспитания, в социальной работе, в бизнесе.
Термин «арт-терапия» начал использовать британский врач и художник Адриан Хилл, работавший в госпиталях с туберкулёзными больными. Первоначально арт-терапия зарождалась в контексте теорий Зигмунда Фрейда, Карла Юнга, но в дальнейшем впитала в себя идеи и практические советы многих философов, врачей и педагогов.
Автор: Татьяна РЕШКЕ. Фото с сайта: www.shuterstock.com
|