Министерство Обороны Российской Федерации
Все армейский профессиональный конкурс психологов ВС Российской федерации Тема: Тренинговые методы, как средство адаптации военнослужащих по призыву. Конкурсная работа психолога войсковой части 23287 Веретенниковой Елены Александровны
НОВОСИБИРСК 2010
ВВЕДЕНИЕ Актуальность: Среда и условия воинской деятельности предъявляют достаточно жесткие требования к личности молодого человека, призванного на военную службу. В данных условиях необходимы оперативные профилактические меры, направленные на формирование ответственной гражданской позиции, навыков сохранения психического и физического здоровья, конструктивного разрешения конфликтов в среде военнослужащих. Целью данной работы является: Рассмотреть тренинговые методы адаптации к условиям военной службы. Разработать тренинговую программу. Индивидуальный и групповой тренинг позволяет существенно повысить социально-психологическую компетенцию человека: его психологическую чувствительность, контактность, способность к ориентировке в сложных межличностных ситуациях и т.п. Цель тренинговых занятий научить военнослужащих брать на себя ответственность за свое эмоциональное здоровье. Развитие самосознания, умений и навыков самоанализа, рефлексии. Приобретение навыков уверенного поведения, навыков открытого выражения чувств, принятия чувств других. Снятие напряжения, усталости. Также тренинг может быть использован в профилактических целях – для предотвращения возникновения хронической усталости, напряжения и эмоционального выгорания. Задачи:
Объект исследования: адаптация военнослужащих по призыву. Предмет исследования: тренинговые методы, как средство адаптации военнослужащих по призыву. Практическая значимость: Данные, полученные в результате исследования и разработанная программа, могут быть использованы в работе военных психологов. База исследования: военнослужащие по призыву войсковой части 23287 г. Новосибирска. Возраст 18-23 лет. Призыв весна 2009. Количество испытуемых 30 человек. ТРЕНИНГОВАЯ ПРОГРАММА НА УЛУЧШЕНИЕ АДАПТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ПО ПРИЗЫВУ.
Служба в Армии – гражданский долг и ответственность. Но не все призывники готовы к этому испытанию. Попадая в Армию, которая требует смены привычек, окружения, ограничения личной свободы, молодой человек испытывает сильный стресс, сопровождающийся страхом перед необходимостью установления новых социальных контактов в рамках устава. Особый интерес к проблеме адаптации военнослужащих по призыву вытекает из специфики и высокой социальной значимости деятельности военнослужащих, успех которой зависит от степени адаптации к экстремальным факторам военной службы. В исследованиях военных психологов М. И. Дьяченко, Л. Ф. Железняка, Н. Ф. Феденко, С. С. Муцыпова, А. И. Александрова, Ж. Г. Сенокосова, А.Г. Караяни, П.А. Корчемного представлены социально-психологические аспекты адаптации молодых воинов в армейских коллективах. Особый интерес представляет исследование личностных детерминант адаптации к условиям службы. Под адаптацией понимают целостную систему реакций организма, обеспечивающих поддержание его динамического равновесия в конкретных условиях внешней и внутренней среды и устойчивость организма к воздействию неблагоприятных факторов среды. Экстремальность в данном случае определяется не деятельностью, связанной с риском для жизни и здоровья (боевые действия, ликвидация последствий аварий, стихийных бедствий и т. п.), а измененными, непривычными условиями жизнедеятельности. Военная служба в современных условиях сопровождается психоэмоциональным напряжением и высокими уровнями тревожности среди военнослужащих. Тренинги позволяют дать недостающую информацию, сформировать навыки безопасного поведения. К тому же тренинг развивает способность участников действовать в команде. Но тренинговые формы занятий требуют больших временных затрат. В своей работе в в/ч 23287 мы использовали десять занятий по разным темам, рассчитанные на 15-20 участников. Для корректной работы с военнослужащими в группы, помимо военнослужащих с низким уровнем нервно – психической устойчивости, желательно пригласить военнослужащих с высоким и удовлетворительным уровнем адаптационных способностей. Это не даст возможности другим военнослужащим относиться с насмешками к данным занятиям и более сплотить коллектив. Данные занятия сохраняют все преимущества тренинга, при меньших временных затратах. Целью данных занятий является формирование ответственного отношения военнослужащих к своему физическому и психическому здоровью и максимально безопасного и конструктивного стиля поведения. По адаптации военнослужащих к условиям военной службы мы работаем в нескольких направлениях. На первом этапе – своевременное и качественное изучение психологических характеристик молодого пополнения. По прибытии «молодёжи» в часть проводится тестирование с использованием нескольких методик одновременно. Помимо опросников как, например, «Адаптивность – МЛО», методика «СР – 45», в работе используются и проективные методики на выбор, а также другие методы - наблюдение, беседа, биографический метод. Второй этап работы заключается в анализе данных методик, составлении психологических характеристик и выдачи рекомендаций по работе с каждым военнослужащим командирам подразделений. Одному военнослужащему можно и нужно ставить задачи повышенной сложности, а иначе он заскучает. Другому, же на первоначальном этапе требуется щадящий режим и социальная поддержка. Также проводятся семинары и лекции и индивидуальные беседы с командирами подразделений по профилактике суицидальных происшествий; по специфике работы с военнослужащими с низким уровнем нервно – психической устойчивости и др. Далее с военнослужащими, имеющими низкий адаптивный потенциал проводятся индивидуальные психокоррекционные беседы и консультации. А также групповые психокоррекционные занятия, в которых принимают участия и военнослужащие с высоким уровнем нервно – психической устойчивости. Данные занятия сохраняют преимущества тренинга и позволяют сплотить воинский коллектив, познакомить и сдружить ребят из разных подразделений, помочь в развитии коммуникативных качеств личности (умение достигать контакта и более успешное взаимодействие в новом коллективе). Развивают устойчивое позитивное представление о себе, осознанное стремление к сохранению психического и физического здоровья. Параллельно с индивидуальными и групповыми занятиями ведётся совместная работа с медицинской службой батальона. По мере возникновения необходимости проводятся обследования узкими специалистами. Устанавливается взаимодействие с родителями с целью оказания поддержки и помощи в адаптации своим сыновьям. В нашей практике было несколько случаев, когда мамы призванных на службу сыновей чрезмерно волновались об их состоянии, тем самым «накручивая» военнослужащих в письмах и телефонными звонками и усложняя их адаптацию в воинском коллективе. Хватает пары телефонных разговоров с родителями данных ребят, чтобы восстановилось душевное равновесие и первых, и последних. Ещё одно из важных направлений – это создание так называемых инициативных групп из числа военнослужащих, которые сами ранее успешно адаптировались, либо из числа положительных лидеров, которым интересна психология. Эти ребята – главные помощники в адаптации вновь прибывшего молодого пополнения. Читаются совместные медико - психологические лекции и семинары для всех категорий военнослужащих о вреде алкоголя, наркотических веществ, о сохранении мужского здоровья и др. На фоне организационно-штатных мероприятий в Сибирском военном округе выросло число преступлений, совершенных офицерами, что не может не отразиться на общем морально – психологическом климате в подразделениях. Эти данные очень ярко иллюстрируют упущение в работе войсковых психологов с данной категорией военнослужащих. В ходе проведения месячника психического здоровья в марте этого года нами были проведены семинары и лекции среди офицерского состава на тему: «Психологическая культура личности военнослужащего», «Обучение методам работы по предотвращению суицидальных происшествий», «Развития управленческих навыков военнослужащих из числа командного состава», «Профилактика девиантного поведения военнослужащих». Программа социально-психологического тренинга по формированию навыков сохранения психического и физического здоровья, конструктивного разрешения конфликтов в среде военнослужащих по призыву: Занятие №1. «Тренинги? Что это и для чего они нужны?» Цель: Подготовка группы к совместной работе. Задачи: Дать участникам возможность лучше узнать друг друга. Принять в группе правила.
Занятие № 2. «Конфликт. Стратегии поведения в конфликте». Цель: содействие выработке навыков конструктивного разрешения конфликтов. Задачи: Предоставить качественную достоверную информацию о видах, стратегиях поведения, причинах и следствиях конфликта. Развитие навыков конструктивного ведения конфликта через игру. Формирование умения осознавать, анализировать собственное состояние и контролировать поведение. Занятие № 3 «Развитие коммуникативных навыков» Цель: Содействие формированию навыков эффективного общения и создание атмосферы сотрудничества в воинском коллективе. Задачи: Предоставить информацию по основам эффективного общения. Способствовать формированию навыков эффективного общения и сплочения воинского коллектива. Занятие № 4 «Конструктивный отказ. Амортизация». Цель: Содействовать формированию у участников навыков конструктивного выхода из конфликтных ситуаций, навыков отказа в ситуациях выбора. Задачи: Предоставить информацию по вопросам амортизации и конструктивного отказа. Способствовать формированию навыков с использованием техник амортизаций и конструктивного отказа. Занятие № 5 «Стресс и прием самопомощи при стрессе». Цель: Способствовать освоению приемов самопомощи при стрессе. Задачи: Предоставить качественную достоверную информацию о стрессе. Познакомить с приемами самопомощи при стрессе. Отработать приемы самопомощи при стрессе. Занятие №6 «Стресс и прием самопомощи при стрессе». Часть 2. Занятие №7 «Аутогенная тренировка. Что это такое?» Цель: Способствовать освоению приемов аутогенной тренировки. Задачи: Предоставить качественную информацию об аутотренинге. Отработка практических навыков психической релаксации с последующим восстановлением мышечной активности организм а и созданием положительного психологического настроя. Занятие №8 «Мои ресурсы» Цель: Актуализация и осознание внутренних и внешних ресурсов. Исследование системы отношений, актуализация и разрешение внутриличностных конфликтов. Задачи: Выявление и осознание установок, ценностей. Актуализация и выражение чувств, связанных с образом «Я» и отношением к себе. Исследование стратегий поведения в различных ситуациях, актуализация и осознание внутренних и внешних ресурсов. Занятие N 9 «Профилактика зависимых состояний». Цель: Развитие мотивации к сохранению здоровья. Задачи: Предоставить достоверную информацию о последствиях наркотической и алкогольной зависимостей. Формирование навыков здорового образа жизни. Сплочение воинского коллектива.
Занятие №10 «Эпилог» Цель: Закрепление представления участников о своей уникальности. Задачи: Закрепление дружеских отношений между членами группы. Обогащение сознания позитивными, эмоционально окрашенными образами личности. Подведение итогов: «Легче ли тебе стало общаться с товарищами по службе?» «Что дало тебе посещение психологических занятий?» и др. К каждому занятию рассчитано время, прописаны цели и задачи, этапы и составлен конспект. Например: Занятие № 3 «Развитие коммуникативных навыков» Цель: Содействие формированию навыков эффективного общения и создание атмосферы сотрудничества в воинском коллективе. Задачи:
Время работы: 3 часа 15 мин. План-конспект см. Приложение № 8
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ ВОЗДЕЙСТВИЯ ТРЕНИНГОВЫХ МЕТОДИК НА АДАПТАЦИЮ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ПО ПРИЗЫВУ. В нашем исследовании были использованы методики: Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность-02» (МЛО-АМ) разработан А.Г.Маклаковым и С.В.Чермяниным. Он предназначен для оценки адаптационных возможностей личности с учетом социально-психологических и некоторых психофизиологических характеристик, отражающих обобщенные особенности нервно-психического и социального развития. Методика Шмишека-Моллера «Акцент 2-90» позволяет выявлять актуальные проблемы личности на основе психодинамического подхода к акуентуации. Полученные результаты показывают высокую эффективностьпроведенных психокоррекционных методик, выразившуюся в достоверномулучшение практически всех показателей использованных тестов. Данная эффективность выразилась в достоверном увеличении значений шкал: «Нервно-психическая устойчивость», «Морально-нравственная нормативность», «Коммуникативный потенциал», «Гипертимичность»; и достоверном снижении шкал: «Эмотивность», «Тревожность», «Демонстративность», «Дистимичность», «Экзольтированность», «Интровертированность». Например, по опроснику «Акцент 2-90» после проведения тренинговой программы мы видим приближение к норме по всем шкалам. Для примера рассмотрим шкалы: «дистимичность» (см. Диаграмма 1). До проведения тренинга по шкале «дистимичность» показатели были следующими: 10 человек имели высокие показатели, отражающие временные неудачи, жалость к себе, стремление оградить себя от дальнейших разочарований, снижение уровня мотивации; 17 человек имели выраженными отдельные признаки дистимичности; и 3 человека – норма. После завершения тренинговой программы: высокие показатели у 1 человека; отдельные признаки у 11 человек; ближе к норме -18 человек. \s Диаграмма1. Изменения оценки «Дистимичность» при констатирующем и контрольном эксперименте.
Как показывают результаты табл. 1, почти все показатели теста «Акцент. 2-90» после проведения психокоррекционного тренинга достоверно увеличились.
Таблица 1. Изменение показателей теста «Акцент. 2-90» при исходном и итоговом тестировании.
В целом, по результатам постэкспериментального опроса, эффективность составила 93,3%, что демонстрирует диаграмма: \s Диаграмма. Соотношение эффективности проведенного психокоррекционного воздействия.
ВЫВОДЫ
Данное исследование показало, что подход (мотив – изменение поведения) оказался эффективным. Главный метод работы здесь – тренинг. Была разработана тренинговая программа, направленная на улучшение процесса адаптации военнослужащих по призыву, которая была апробирована на военнослужащих войсковой части 23287. До и после проведения тренинга проводилось исследование адаптационных качеств военнослужащих. Полученные результаты говорят об эффективности разработанной программы. Например, по результатам постэкспериментального опроса, эффективность составила 93,3%. Таким образом, полученные результаты показывают высокую эффективность проведенных психокоррекционных методик, выразившуюся в достоверном улучшение практически всех показателей использованных нами в исследовании методик. Данное исследование имеет практическую значимость: данные, полученные в результате исследования и разработанная программа, могут быть использованы в работе военных психологов.
БИБЛИОГРАФИЯ:
|
|
|
Обратная связь, электронная почта: veretennickova.lena@yandex.ru |
© 2011 Веретенникова Елена |